НА ГЛАВНУЮ

 

«ПЕПЕЛАЦЫ» ЛЕТЯТ НА ЛУНУ

 

Глава 13 

 

 

***

«Великий карбюратор»

 

(часть 2. «Расчет сажи»)

 

***

 

В первой части этой главы мы уделили много внимания методике расчета элементов проточного охлаждения на примере ЖРД Н-1b.

Если изложенная методика заслуживает доверия (а мы проверили ее на данных конкретного примера), то перейдем непосредственно к расчету охлаждения ЖРД F-1.

Для этого нам понадобится учесть различия в параметрах трубчатых камер Н-1b и F-1.

На основании данных о жидкостном ракетном двигателе F-1, согласно «F-1 Engine Familiarization Training Manual» (Rocketdyne R-3896-1, 1971), «Liquid rocket engine combustion stabilization devices» (NASA SP-8113, 1974), «Advanced regenerative cooling techniques for future space transportation systems», (AIAA/SAE, 1975):

 

 

 
 

 

 

 

Камера ЖРД F-1 трубчатая, состоит из двух участков: до сечения S=3 из 178 трубок, до сечения S=10 из 356 трубок

Материал ‒ жаропрочный никелевый сплав Inconel Х толщиной δст 0,45мм (0,018 дюйм).

 

Можно сделать вывод о том, что диаметр камеры равен 39дюйм (991мм), критического сечения 35дюйм (889мм).

Длина камеры сгорания до критического сечения примерно равна 40дюйм (1016мм)

Охлаждаемый участок камеры имеет выходное сечение S = 10,

что соответствует выходному сечению в районе коллектора сброса газов ≈ 2811мм.

Затем следует неохлаждаемый сопловой насадок, повышающий степень расширения сопла до S = 16

 

Полный расход керосина через камеру:     742кг/с   (1636 фунт/с);

Полный расход кислорода через камеру: 1784кг/с   (3933 фунт/с);

Всего расход топлива через камеру:         2526кг/с   при соотношении Кm 2,4

 

Расход топлива на привод турбины:             78кг/с   (172 фунт/с) или ~ 3%

Общий расход через двигатель:                 2604кг/с

 

Давление в сечении форсуночной головки:       79кгс/см²  (1125psi)

Полное давление на входе в сужение камеры:   69кгс/см²  (982psi) ‒ среднее эффективное давление в камере.

 

Зная площадь критического сечения, рассчитаем его диаметр: Dкр 0,89м

 

Температурный лимит для стенки в критическом сечении: Tст.г 975ºF  

Переведем в более привычную систему единиц: Tст.г 524ºС (797К)  

Такая избыточная точность не нужна, поэтому без ущерба можно округлить до Tст.г 800К

Мы будем решать задачу, изначально приняв температуру огневой стенки максимальной: Tст.г  = 800К

 

Определяющим сечением будет 3:1 - точка бифуркации, где первичные трубки разделяются на пары вторичных - вместо каждой аверсной - пара аверсных, вместо каждой реверсной - пара реверсных. В сечении 3:1 первичные трубки будут иметь почти округлую форму[27]:

 

 

Толщина стенок трубок принята[27] δст0,45мм  (0,018 дюйм).

Поскольку первичных трубок всего 178, то тогда базовый наружный диаметр образующей контур трубки:

 

 

do =

 

π 0,89 ( 3 ) ½

  27,7 мм  
178 π  

 

Здесь я хочу заметить - это и есть те самые 13/32 дюйма - примерно равные 27,7мм для диаметра базовой недеформированной округлой трубки, о чем упоминается во многих американских источниках о конструкции двигателя F-1.

 

Тогда во всех сечениях внутренняя высота: 

 

H = do − 2 δст = 27,7 2 ∙ 0,45 26,8 мм

 

Внутренняя ширина для критического сечения:

 

 

aкр

 

π 0,89 ( 1 ) ½

  2 ∙ 0,45 15,1 мм  
  178 π  

 

Кроме того, по определению, толщина ребра:

b = 2 δст 0,9мм

Длина плоской части торца трубки:

кр Haкр 11,7 мм

 

Высота эквивалентного ребра для трубчатой камеры:

 

δохл кр + ¼ π ∙ ( aкр + δст ) 23,9 мм

 

 

Периметр и площадь трубки для критического сечения:

 

Птр = 2 ∙ ( H aкр ) + π aкр 70,8 мм

 

Sтр = aкр ∙ ( H aкр ) + ¼ ( π кр ) 355,0 мм²

 

 

Эффективный проходной диаметр трубки dэ составит:

 

dэ = 4 ∙ 355,0 / 70,8 20,1 мм

 

Теперь произведем расчет плотности потока охладителя. Полный расход керосина через камеру: 1636 фунт/с или 742кг/с.

Учтем, что мы имеем 89 аверсных трубок и ровно же столько реверсных, по которым проходит 70% всего керосина, или:

 

G = 742 · 0,7 519,4 кг/с

 

Тогда получим:

ρ ∙ W = G / Sтр = 519,4 / (89 ∙ 355,0 ∙ 106 ) 16,4 ∙ 10³ кг/с∙м²

 

По странному стечению обстоятельств, плотность потока керосина и скорость его прокачки для Н-1b и F-1 полностью совпадают!

 

Важный параметр - теплопроводность. В отличие от Н-1 из нержавеющей стали марки 347, здесь применен редкий на то время жаропрочный никелевый сплав Inconel X.

 

Согласно данных производителя металла[28] при Tст.г = 800K  среднее значение λст 19 Вт/м·К

Согласно другим данным[33], теплопроводность сплава Х-750 несколько выше:

Теплопроводность сплава Х-750[33]

Temperature

Btu-in/ft²-hr-°F

W/m-K

°F

°C

300
600
1000
1200
1400
1600

149
316
538
649
760
871

117
142
184
199
218
245

16,9
20,5
26,5
28,7
31,4
35,3

 

В первой части статьи мы показали на примере ЖРД H-1b, что стенка трубки находится под температурной нагрузкой ~ 650...800К

Средняя рабочая точка Тср725К (452ºС)  

По таблице, путем интерполяции, получим среднее значение: λст 24,17 Вт/м·К

Согласно информации NASA по состоянию на 1967 год[6] теплопроводность λст 3,19 ∙ 10-4 BTU/in²F/in 23,83 Вт/м·К

Для расчетов с инженерной точностью вполне достаточно округленного значения:  λст 24 Вт/м·К

 

Тогда коэффициент теплопередачи стенки составит: 

 

 

αст

=

 λст

=

24

53,3 ∙ 10³ Вт/м²·К

 

 

δст

0,00045

 

 

 

 

Температуру керосина в критическом сечении для ЖРД F-1 оценим исходя из прежней величины подогрева ΔТж 80ºС но учтем, что камера F-1 имеет низкую относительную площадь  S ≈ 1,24  ‒ т.е. камера представляет собой почти прямую трубу, и меньшую долю по снятым тепловым потокам в общем по камере (примерно 40%), по сравнению с камерой ЖРД H-1b (примерно ½).

 

Поэтому подогрев керосина в трубках охлаждения F-1 делится на четыре неравные части: по ходу керосина сверху вниз 20% + 30%, потом снизу вверх 30% +20%

 

Для ранее принятой температуры керосина на входе в камеру Твх ~ 40ºС расчетный диапазон температур керосина в критическим сечении для ЖРД F-1 примерно равен*:

 

для аверса:  Tж Твх + 0,2 · 80ºС 56ºС  

для реверса: Tж Твх + 0,8 · 80ºС 104ºС

 

*прим: более точно смотри численный расчет для ЖРД F-1

 

 

 

 

Кривизну сопла Лаваля оставим прежней, согласно приведенных в первой части этой главы пропорций.

Произведем расчет при фиксированной Tст.г = 800K и занесем в таблицу полученные данные (температуры даны в градусах Цельсия):

 

Расчет оребрения

 

Первое приближение

 

Второе приближение

 

Аверс

Реверс

Аверс

Реверс

 

 

Аверс

Реверс

 

 

Аверс

Реверс

d 0,0151 0,0151 0,0151 0,0151   Тж 56,0 104,0   Тж 56,0 104,0
H 0,0268 0,0268 0,0268 0,0268   Тст.ж 370,0 370,0   Т 'ст.ж 384,6 382,1
δ 0,00045 0,00045 0,00045 0,00045   Тст.г 527,0 527,0   Тст.г 527,0 527,0
            ρ∙W 16400 16400   ρ∙W 16400 16400
a 0,0151 0,0151 0,0151 0,0151   Тср.ж 213,0 237,0   Тср.ж 220,3 243,0
b 0,00090 0,00090 0,00090 0,00090   Кохл 180,0 190,0   Кохл 183,0 192,6
δ 0,00045 0,00045 0,00045 0,00045   d* 0,0201 0,0201   d* 0,0201 0,0201
δохл 0,0239 0,0239 0,0239 0,0239   αж 21288 22481   αж 21652 22780
λ 24,0 24,0 24,0 24,0   R* 0,668 0,170   R* 0,668 0,170
αж 22423 27186 22806 27548   α'ж 22423 27186   α'ж 22806 27548
ξ 34,456 37,939 34,749 38,191   ηр 1,031 1,023   ηр 1,030 1,022
f(ξ) 0,02902 0,02636 0,02878 0,02618   α''ж 23107 27798   α''ж 23484 28155
ηр 1,031 1,023 1,030 1,022   αст 53333 53333   αст 53333 53333
Dкр 0,89 0,89 0,89 0,89   k 2,308 1,919   k 2,271 1,894
d* 0,0201 0,0201 0,0201 0,0201   Т 'ст.ж 384,6 382,1   Т ''ст.ж 383,0 380,9

Примечание: расчет оребрения выполняется по формуле (4.207)[15]

 

Мы получили верхнюю оценку температуры стенки со стороны керосина Tст.ж 382 ±1 ºС (655K), что соответствует нормативу NASA SP-8087 Tст.ж 728К, следовательно, данную температуру можно считать допустимой без ущерба для работы двигателя для максимальных (предельных) режимов.

С другой стороны, поскольку Tст.г = 800K, то максимально охлаждаемые тепловые потоки для F-1 будут:  

 

qmax αст  ∙ ΔTст 53,3 ∙ 10³ ∙ (800 655) 7,7 МВт/м²

 

В итоге, вместо необходимых qmax 13МВт/м² (по американскому графику[23]) система охлаждения допускает не более qmax 7,7МВт/м²  – т.е. на 40% меньше, чем нужно.

Таким образом, два зафиксированных в американских документах параметра - температура огневой стороны стенки Tст.г = 800K с одной стороны, и максимальный тепловой поток в критическом сечении qmax = 13МВт/м² с другой стороны, оказались несовместимы!

 

Задача с такими параметрами для двигателя F-1 не имеет решения!

 

Давайте разберемся, почему камера F-1 оказалась не лучшим, а гораздо более худшим по сравнению с Н-1b радиатором-теплообменником.

Во-первых, плотность потока керосина ρ ∙ W осталась на уровне двигателей с давлением в камере до pк5 МПа

Напомню кратко, что коэффициент теплоотдачи в жидкий охладитель пропорционален:

 

 

αж  

~

 

( ρ ∙ W )0,8

 
dэ0,2

 

Ситуация выглядит абсурдно: керосин самый плохой охладитель из всех серийно применяемых, даже прокачка всех 100% керосина не позволяет в должной мере охлаждать камеру без завесного охлаждения. Вместо этого американцы решили поступить вопреки логике – они специально занизили подачу керосина на охлаждение камеры до 70% из 100% возможных.

 

Во-вторых, условный проход трубок dэ у F-1 втрое шире : 20,1мм против 6,1мм.

Соответственно, коэффициент теплоотдачи в жидкий охладитель у F-1 будет хуже, чем у Н-1b в ( 20,1 / 6,1 )0,2 1,27 раза.

 

Таким образом, по плотности потока хладагента F-1 остался на уровне Н-1b, т.е. в категории двигателей до pк 5 МПа

А по диаметру труб F-1 оказался сильно хуже, чем Н-1b.

 

Невзирая на абсурдность, давайте рассчитаем от обратного: при каких условиях для номинального F-1 мы получим искомый тепловой поток 13МВт/м² 

При этом мы будем допускать, что свойства металла и керосина монотонны и непрерывны во всем диапазоне температур, даже для T 500 ºС

Результаты приведены в табличном виде (температуры даны в градусах Цельсия):

 

Расчет оребрения

 

Первое приближение

 

Второе приближение

 

Аверс

Реверс

Аверс

Реверс

 

 

Аверс

Реверс

 

 

Аверс

Реверс

d 0,0151 0,0151 0,0151 0,0151   Тж 56,0 104,0   Тж 56,0 104,0
H 0,0268 0,0268 0,0268 0,0268   Тст.ж 370,0 370,0   Т 'ст.ж 547,2 535,2
δ 0,00045 0,00045 0,00045 0,00045   Тст.г 760,0 760,0   Тст.г 760,0 760,0
            ρ∙W 16400 16400   ρ∙W 16400 16400
a 0,0151 0,0151 0,0151 0,0151   Тср.ж 213,0 237,0   Тср.ж 301,6 319,6
b 0,00090 0,00090 0,00090 0,00090   Кохл 180,0 190,0   Кохл 217,2 224,7
δ 0,00045 0,00045 0,00045 0,00045   d* 0,0201 0,0201   d* 0,0201 0,0201
δохл 0,0239 0,0239 0,0239 0,0239   αж 21288 22481   αж 25690 26585
λ 24,0 24,0 24,0 24,0   R* 0,668 0,170   R* 0,668 0,170
αж 22423 27186 27059 32149   α'ж 22423 27186   α'ж 27059 32149
ξ 34,456 37,939 37,851 41,258   ηр 1,031 1,023   ηр 1,023 1,016
f(ξ) 0,02902 0,02636 0,02642 0,02424   α''ж 23107 27798   α''ж 27674 32670
ηр 1,031 1,023 1,023 1,016   αст 53333 53333   αст 53333 53333
Dкр 0,89 0,89 0,89 0,89   k 2,308 1,919   k 1,927 1,632
d* 0,0201 0,0201 0,0201 0,0201   Т 'ст.ж 547,2 535,2   Т ''ст.ж 519,5 510,8

 

Температура стенки со стороны газа составит: Tст.г 760ºС (1033К)  

Температура стенки со стороны керосина составит примерно:  Tст.ж 515 ± 4 ºС

При этом тепловой поток составит:

qmax = αст  ∙ ΔTст 53,3 ∙ 10³ ∙ (760 515) 13 МВт/м²

 

Результат, полученный нами, не оставляет никаких надежд для F-1: температура внешней стенки должна быть доведена до уровня Tст.г 760ºС ( 1033К ), что еще можно вообразить, хотя золотой припой точно «поплывет», но вот температуру внутренней стенки Tст.ж 515ºС ( 788К ) представить себе не берусь, ибо это на 60ºС градусов выше температуры коксования (пиролизного разложения) для керосина RP-1 − к этому времени двигатель попросту сгорит!

 

Можно пойти в другую сторону – будем идти вниз от лимита температуры газовой стенки Tст.г ≤ 800К  (527ºС).

Мы установили, что для теплового потока 13 МВт/м² необходим перепад на стальной стенке из данного сплава теплопроводностью  λст  и толщиной δст   не менее:

 

 

ΔTст  

 

qmax  ∙  δст

 

≈ 

  13 ∙ 106 ∙ 0,00045     250ºС  
  λст  

24

 

Запишем вновь уравнение теплового баланса:

qmax = αст  ∙ ΔTст  = αж  ∙ ΔTж  

 

Из таблицы видно, что коэффициент αж  в диапазоне 23,4 ÷ 28,2 ∙ 10³   т.е. в среднем равен αж   26 ∙ 10³

Коэффициент теплопередачи металла стенки αст   53,3 ∙ 10³

 

Тогда получим следующее важное соотношение (применительно для ЖРД F-1):

    ΔTж  

=

  ΔTст     αст  

  2 ΔTст    
αж  

 

Тогда весь температурный отрезок от жидкого охладителя (керосина) до наружной газовой стенки составит:

 

ΔTст  + ΔTж  3 ΔTст  750ºС

 

Это значит, что температура керосина в трубках должна быть не выше:

 

Tж  527ºС – 750ºС  223ºС

 

С учетом снижения охлаждающих свойств керосина при снижении температуры в пограничном слое – Tж   должна быть еще ниже.

Реализовать это абсурдное условие, при котором керосин должен был бы иметь температуру минус двести по Цельсию, – не представляется возможным.

Хотя бы потому, что при 60ºС керосин уже начнет замерзать и становиться льдом.

На что же, в таком случае, надеялись господа из фирмы «Рокетдайн» ‒ разработчика F-1 ?

 

 

Американская ошибка

 

Долгие поиски американских документов, где бы излагались хотя бы элементы теплового расчета двигателя F-1, приведут любого исследователя к легкому недоумению: о двигателе F-1 нет решительно никаких достоверных данных о его геометрических размерах и уж тем более о величине теплового потока в камере или критическом сечении.

Существует лишь несколько отрывочных цифр - давление и температура в камере сгорания.  Но даже диаметр критического сечения, не говоря уже о диаметре самой камеры - известны нам лишь косвенно, из второразрядных публикаций.

Но вот удача - мне удалось разыскать весьма интересное учебное пособие – «Design of liquid propellant rocket engines», NASA, 1967 (SP-125).

С виду это обычный учебник под традиционным для советской терминологии названием «Конструкция жидкостных ракетных двигателей». В СССР таких учебников была выпущена целая гора: неоднократно переиздавались книги под редакцией Кудрявцева, Алемасова, Добровольского, Волкова, Васильева, Гахуна...

Меня заинтересовала американская книжка по другим причинам - на ней стоял гриф секретности!

Так вот, в этом секретном учебнике (звучит каково!) был изложен расчет учебного примера - некоего гипотетического ЖРД как две капли похожего на F-1 за одним исключением – он являлся масштабной моделью с тягой, равной ½ от номинальной тяги F-1.

 

 

Или вот еще - очень характерная иллюстрация. До боли знакомый образ!

 

 

Я уже приводил в первой части этой главы целую подборку фотографий керосиновых ЖРД американского производства. Так вот, все они похожи как две капли воды и все принципиально не похожи на F-1: в массовых керосиновых ЖРД американцы делали турбонасосный агрегат с горизонтальным расположением валов и большим зубчатым редуктором. Тогда как у F-1 типичная для двигателей КБ Глушко схема с вертикальным одновальным ТНА. Поэтому визуально F-1 является единственным и неповторимым в своем роде.

 

Разница между F-1 и А-1 главным образом в том, что расход топлива через двигатель уменьшен вдвое - с 2,6т/с у F-1 до 1,3т/с у А-1. Соответственно, А-1 имел камеру меньших размеров: диаметр цилиндрической части ~ 800мм, горловина ~ 632мм.

Эффективное давление в камере А-1 около 1000psi (6,9МПа), тогда как у F-1 оно чуть меньше - 980psi (6,75МПа).

Но более всего меня привлек тепловой расчет конвективных потоков в данном учебном примере.

 

 

 

В итоге авторы учебника получили максимальный тепловой поток в двигателе F-1 всего 3 BTU/in²·sec 5 МВт/м²

Я не буду подробно останавливаться на сомнительной методологии этого расчета, скажу только, что разность температур бралась не между пристеночным слоем и стенкой, а между температурой среднего по камере газа (по свойствам близко ядру потока) и самой стенкой. Далее это множилось на некий эмпирический коэффициент теплоотдачи с учетом сажевого нагара.

В итоге авторы учебника NASA ошиблись в 1967 году в три раза - показали 3 BTU/in²·sec вместо почти 8 BTU/in²·sec обнародованных[23] в 1975 году в другом исследовании по заказу NASA уже после завершения миссии «Аполлон».

Вероятно, учебник потому и засекретили, что он содержал секретный, заниженный в три раза тепловой поток.

Здесь в самый раз будет поговорить о правильности расчета тепловых потоков в ЖРД.

 

 

Элементы теории теплообмена в ЖРД

(продолжение)

 

Существует общепринятая учебная методика расчета теплообмена в ЖРД[7] на основе работ Иевлева и Курпатенкова:

 

 

где рк - давление в камере сгорания; εк - коэффициент потери полного давления; dкр - диаметр критического сечения;

D относительный диаметр; Pr - число Прандтля; В - постоянная (зависит только от температуры стенки и от показателя адиабаты);

S комплекс теплофизических параметров газового потока; τ(λ) = 1β²   газодинамическая функция

 

Чтобы не отягощать расчет поисками теплофизических параметров ЖРД согласно[29] воспользуемся табличными данными констант из учебной брошюры Курпатенкова[29] Для начала проверим, умеем ли мы правильно пользоваться этими таблицами. Вот пример для расчета:

 

 

Прикидочный расчет конвективного теплового потока для критического сечения произведем по заданным параметрам:

безразмерная полнота окислителя α = 0,8  при этом составе смеси показатель адиабаты примерно k 1,2

Считаем известными   рк = 5МПа  и  dкр = 0,382м   Тст = 1000К  Тг = 3360К  тогда Тст  = Тст / Тг 0,3

Далее, по таблицам[29] находим  B ≈ 8,52·10 -3; Pr ≈ 0,762;  S ≈ 5,2·103

 

 

 

Для критического сечения по определению: λ = 1; D = 1;

Соответственно, при k 1,2 имеем  τ(1) = 1β² 0,91

 

 

qк

 8,52·10-3 · 

0,91 · (5·106)0,85 · 5,2·103

  27 МВт/м²

 
 

1 · (0,382)0,15 · (0,762)0,58

 

 

 

Если мы теперь еще раз взглянем выше на рис.11.7 - то примерно так оно и есть.

 

Давайте теперь попробуем наши знания на чем-нибудь конкретном, например на хорошо известном примере РД-107.

 

Исходные данные с учетом таблиц:

 

Km 2,5  тогда безразмерная полнота окислителя α 0,73  при этом составе смеси показатель адиабаты примерно k 1,2

 

Считаем известными   рк = 5,85МПа  и  dкр = 0,166м  Тст 650К  Тг 3600К  и для критического сечения: λ = 1; D = 1;

Соответственно, при k 1,2  имеем  τ(1) = 1–β² 0,91

 

Далее, по таблицам[29] линейно интерполируя, находим B 8,47·10-3; Pr 0,768;  S 8·103

 

В результате:

 

qк

 8,47·10-3 · 

0,91 · (5,85·106)0,85 · 8·103

  53 МВт/м²

 
 

1 · (0,166)0,15 · (0,768)0,58

 

 

Однако, такая оценка на основании свойств средних по химическому составу продуктов горения будет многократно завышенной: реальный тепловой поток в критическом сечении РД-107 на самом деле вчетверо меньше[26] − всего около 14 млн. ккал/м²·ч  или примерно 16,3 МВт/м²

Почему данный, теоретически правильный, подход оказался на практике ошибочным?

 

 

Про пристеночный слой

 

Дело в том, что никакое проточное охлаждение не способно снять полный тепловой поток со стенки теплонапряженного ЖРД при более-менее существенных параметрах давления и расходонапряженности, присущие современным ЖРД.

Для организации дополнительного охлаждения применяется так называемый пристеночный слой - область продуктов сгорания вблизи стенки камеры, где специально впрыскивается меньше окислителя и больше горючего, вследствие чего местная температура горения обычно в полтора раза ниже, чем в ядре газового потока.

Поэтому, для более правильного расчета, по советской методике для оценки конвективных потоков определяющими свойствами являются параметры газа в пристеночном слое, который должен быть не тоньше пограничного слоя.

Поскольку конвективный теплообмен является контактным, т.е. происходит в узкой полоске пограничного слоя у стенки, то и значение имеют параметры газа в слое у стенки. При этом ни параметры среднего по составу газа, ни тем более параметры ядра (кроме расчетов лучистого потока) особого значения не имеют.

Именно тут лежит американская ошибка - они брали свойства среднего по составу газа и множили его на некий коэффициент тепловой защиты углеродного нагара, что само по себе уже звучит сомнительно...

 

Однако, охлаждающие свойства пристеночного слоя не постоянны по длине двигателя.

В книге «Теория ракетных двигателей» (под редакцией академика В.П. Глушко), 1989г.[20] подробно разобрана ситуация с турбулизацией пристеночного слоя.

Суть в том, что по мере движения двухслойного потока - центрального горячего ядра и холодного пристеночного слоя - происходят процессы турбулизации, т.е. перемешивания обоих потоков и уравнивание их параметров до некоторого усредненного значения.

Рост температуры пристеночного слоя относительно ядра Тст / Тя для разных соотношений скоростей Uст / Uя

 

Поскольку аналитически решить эту задачу не представляется возможным, то мы будем искать полуэмпирическое решение, учитывая как общие теоретические соотношения, так и надежные экспериментальные данные.

Практическая модель используется следующая: мы исходим из двухслойной модели течения газа ядро–стенка, при этом мы постулируем, что состав газа у стенки (безразмерная полнота окислителя α) постоянен и соответствует некоему усредненному показателю, который имеет место в точке максимума тепловых потоков - в критическом сечении.

Данное допущение хорошо согласуется со структурой вышеприведенной формулы (11.98), которую перепишем в другом виде:

 

 

q

 qкр 

·

τ(λ)

· S

 D1,82

Sкр

 

где   D = D/Dкр относительный диаметр; τ(λ) = τ(λ)/τкр относительная функция;

S комплекс теплофизических параметров газа; τ(λ) = 1β² - газодинамическая функция

 

 

Смысл таков: распределение конвективного теплового потока зависит от максимального теплового потока qкр в критическом сечении  и фактора распределения теплового потока по относительным сечениям двигателя D с учетом приведенной скорости потока λ.

Поэтому, по большому счету, нас будет интересовать лишь главный тепловой потенциал qкр, а дальше просто строится кривая распределения по сечениям, которая у всех двигателей имеет приблизительно одинаковый характер.

Далее, для учета влияния всех реальных факторов на определение qкр в т.ч. эффект сажевого нагара, воспользуемся методом пересчета.

 

 

Метод пересчета

 

Как мы уже убедились выше, точный расчет абсолютных тепловых потоков является делом сложным и трудоемким, зависящим от знания многих функций и констант, распределения концентраций продуктов по сечениям двигателя и т.д.

Поэтому для прикидочных технических расчетов был разработан упрощенный метод пересчета по аналогии с модельным двигателем.

 

Показатели степеней 0,85 и 0,15 в соотношении (11.99) даны приблизительно. Более точные показатели даны в книге «Жидкостные ракетные двигатели» (Волков Е.Б., Головков Л.Г., Сырицын Т.А., Воениздат,1970)[13]:

 

Аналогичные показатели степеней 0,87 и 0,13 даны в книге «Жидкостные ракетные двигатели», автор М.В. Добровольский, 1968г.[15]

Степени Волкова[13] и Добровольского[15] заслуживают доверия, ибо они даны со ссылкой на экспериментальные данные и одобрены для Воениздата, т.е. Министерством обороны СССР.

Таким образом, нам не нужно «в лоб» считать абсолютные значения тепловых потоков. Мы возьмем за точку отсчета некий известный двигатель (модель), и по вышеуказанной формуле пересчитаем относительное изменение тепловых потоков в зависимости от изменений параметров - dкр и рк.

Структура теплофизического потенциала по Добровольскому выглядит так:

 

 

В самом общем случае применение метода пересчета описывается громоздким соотношением:

 

 

 

Отношение теплофизических потенциалов S2 / S1 для фиксированного состава газа в линейном приближении сводится к отношению разностей эффективной температуры газа* Тг и температуры газовой стенки Тст.г  для сечения 1 и 2. Иными словами, в линейном приближении:

 

 

 

S2

 

  Тг – Тст.г (2)

 

 
S1 Тг  – Тст.г (1)

 

Данное соотношение иллюстрирует линейную природу общего закона теплообмена Ньютона-Рихмана:

 

q = αг ( Tг Tст.г )

_______________

* - прим: точнее - температуры торможения газа То  на внешней границе пограничного слоя

Для справки: температура торможения газового потока To теплоемкостью Cp и скоростью W в общем случае следует из закона сохранения энергии (процесс примерно адиабатический Cp const ) по следующей форме (где M – число Маха):

 

 

To

= 

 T

+  

 =

T · ( + k – 1   )  
2 · Cp 2

 

В то же время, формула (4.179) показывает, что конвективный тепловой поток также нелинейно зависит в малой степени от других факторов − относительной температуры стенки, вязкости, теплоемкости, молярной массы продуктов сгорания и т.д.

Опуская все малосущественные поправочные коэффициенты, один из факторов все же следует иметь в виду − относительной температуры стенки   Tст.г  = Tст.г  / Tг

Если искомый и модельный двигатели имеют примерно равную температуру стенки, то поправкой в малой степени T -0,26  можно пренебречь.

Как правило, это условие выполняется в большинстве случаев, обычно: Tст.г  = 700...800К

Но если потребуется сравнивать конвективные тепловые потоки в камера ЖРД с резко отличающимися температурами стенки (например, бронзовую стенку Tст.г  = 700К и стальную стенку Tст.г  = 1100К), то, в таком случае, необходимо в общую формулу вставить поправочный коэффициент:

 

 

S2

 

    Тг – Тст.г (2) · Т 0,26ст.г (1)    
S1 Тг  – Тст.г(1) Т 0,26ст.г (2)  

 

Кроме того, для учета реальных процессов в пограничном слое, вместо температуры торможения газа То обычно вводится эффективная температура Те  которая немного меньше To  на величину потерь, определяемых коэффициентом восстановления температуры r:

 

 

Tе

= 

 T

+  

 =

T · ( + r · k – 1   )  
2 · Cp 2

 

Для турбулентного конвективного теплообмена r 3Pr   0,9 поэтому Tе немного меньше, чем To

Необходимо также иметь в виду, что поскольку процесс истечения газа в сопле сопровождается химическими реакциями в газе (происходит рекомбинация ранее диссоциированных продуктов горения), то по ходу движения газа Tе будет немного расти.

 

Если переписать формулу (3.19) в более удобном виде, то получим (индекс 1 относится к известным данным, 2 - к искомым):

 

 

Q2 

 

  pк0,87(2)   Q1   dкр0,13(1)

 

Те – Тст.г (2) · Т 0,26ст.г (1)  
dкр0,13(2) pк0,87(1) Те  – Тст.г(1) Т 0,26ст.г (2)  

 

Введем термодинамический потенциал So:

 

So 

 =

    dкр0,13(1)

 

  Q1    
pк0,87(1) Те  – Тст.г(1)

 

Тогда аппроксимация конвективного теплового потока для критического сечения в общем виде выглядит так:

 

 

Qк 

 

  pк0,87   So  (Tе Tст.г ) Т 0,26ст.г (0)  
dкр0,13 Т 0,26ст.г   

 

На базе вышеуказанного полуэмпирического соотношения уже можно строить различные рабочие формулы для расчета тепловых потоков для конкретного ЖРД.

Рассмотрим метод пересчета на конкретных хорошо известных примерах.

 

 

Метод пересчета на базе РД-107

 

 

Одним из наиболее массовых советских ЖРД на керосине и кислороде является РД-107 ‒ двигатель первой ступени семейства ракет Р-7.

Камера РД-107 серийно выпускалась в пяти серийных (8Д74, 8Д74К, 8Д728, 11Д512, 14Д22) и множестве опытных модификаций, хорошо изучена и проверена на практике.

 

Нам достоверно известны[26] следующие параметры одной из первых модификаций РД-107:

 

pк 59,7кгс/см²; dкр 165,8мм; Тст.г (0) 380°С; qmax 16,3 МВт/м²

 

Температуру пристеночного слоя будем определять по равновесным свойствам продуктов сгорания соответствующего состава.

В книге «Основы теории и расчета ЖРД» (под редакцией Кудрявцева, издание 1967г.) предлагается следующая модель: пристеночный слой формируется при безразмерном коэффициенте окислителя α 0,3 ÷ 0,4

Идея заключается в следующем. Пристеночный слой стремятся сделать как можно холоднее для облегчения охлаждения. Но сделать его слишком холодным для керосина не получается, поскольку при α 0,3 имеет место сильное выделение сажи (которая, будучи балластом, сильно ухудшает удельный импульс), а при α 0,4 слой будет неоправданно горячим, что усложнит задачу проточного охлаждения.

Нахождение точного состава газа в пристеночном слое не имеет практического смысла, ибо сам пристеночный слой не является однородным, он постоянно перемешивается с ядром потока, постепенно добавляя содержание окислителя в большую сторону.

Кроме того, в самом пристеночном слое следует выделить тонкий пограничный слой у стенки, где протекают химические реакции рекомбинации с выделением дополнительной теплоты, в результате чего как химический состав, так и термодинамические свойства пристеночного газа можно считать нестационарными.

Для решения задач расчета конвективного потока воспользуемся известным приемом: произведем подмену реального нестационарного газа на условный стационарный газ, совокупность свойств которого будет наиболее точно описывать реальную физическую картину.

Введем понятие эквивалентного пристеночного слоя. Это не значит, что в реальности состав газа именно таков.

Просто свойства реального пристеночного слоя будут эквивалентны нашему эффективному пристеночному слою.

Для него мы установим средний коэффициент α ½ (0,3 + 0,4) 0,35 или Km 1,2

Добавлю, что для керосина эта точка знаковая - пограничная точка, ниже которой начинается сажа.

Компьютерные расчеты для РД-107 показывают, что при его параметрах и α 0,35 дает эффективную температуру пограничного слоя Те 1710±10К на дозвуковых и околозвуковых участках камеры W 1,3M с последующим ростом на сверхзвуковом участке сопла до Те 1800К

Существует альтернативная модель пристеночного слоя РД-107, показанная в «Атласе конструкций ЖРД. Описания. Часть 1» под общей редакцией профессора Г.Г. Гахуна, составленного преподавателями кафедры 203 МАИ в 1969г.[35]

Двести третья кафедра МАИ рекомендовала считать такую модель пристеночного слоя для РД-107: α 0,37 или  Km 1,25

При том, что разница между двумя моделями несущественная, о ней все же нужно сказать.

Компьютерные расчеты для РД-107 согласно модели МАИ при α 0,37 дают эффективную температуру пограничного слоя Те 1800±10К на дозвуковых и околозвуковых участках камеры W 1,7M с последующим ростом на сверхзвуковом участке сопла до Те 1860К

Соответственно, такой более горячий пристеночный слой дает более высокую максимальную температуру стенки: Тст.г (max) 400°С

И более высокий максимальный тепловой поток: qmax 14,6 млн. ккал/м²·ч или примерно 17 МВт/м²

 

Примерный график расчета охлаждения ЖРД РД-107 кафедры МАИ[35]

 

На самом деле, оба варианта правильные, ибо в процессе отработки камеры РД-107 изучались различные варианты конструкции как с большей, так и меньшей подачей керосина на периферийное кольцо из 60 пристеночных однокомпонентных керосиновых форсунок.

Можно предложить еще и третью модель пристеночного слоя − компромиссно-упрощенную.

Поскольку эффективная эффективная температура торможения Те зависит от конкуренции разнонаправленных факторов, которые могут как увеличивать ее (рекомбинация, перемешивание пристеночного слоя с ядром), так и уменьшать (рост числа Маха), но в целом остается в диапазоне Те 1750±50К, то зачастую в учебных расчетах предельно упрощают ситуацию и считают эффективную температуру газа в пристеночном слое постоянной по всей длине камеры Те = const.

При этом указанные модели (с фиксированной или переменной температурой Т* пристеночного слоя), при корректном применении, дают примерно одинаковые результаты.

 

Теперь, чтобы приступить к практическим расчетам, остается последний штрих – мы должны «очистить» совокупный тепловой поток РД-107 от лучистой составляющей.

Хотя лучистая составляющая в критическом сечении мала – менее 10%, все же, для улучшения точности аппроксимации, ее следует исчислять отдельно.

Я не буду пересказывать всю методику расчета, для интересующихся рекомендую брошюру[30] «Расчет лучистых тепловых потоков», под редакцией Курпатенкова В.Д., МАИ, 1989г., где все доступно и подробно изложено.

Телеграфно, всего несколькими словами, изложу суть вопроса.

Во-первых, использование эмпирических формул для котельного оборудования с показателями степеней, отличными от классической формулы Стефана-Больцмана, дает для ЖРД неверные результаты.

Во-вторых, определяющей температурой для лучистого потока в многослойном потоке газа (ядро, стенка, зоны перемешивания) следует считать условную температуру горения среднего по составу газа.

В-третьих, рост излучающей способности водяного пара имеет место лишь до значения плотности пара ρ 1кг/м³ что достигается при давлении в камере pк5МПа. При дальнейшем росте давления лучистое излучение в основном определяется только температурой газа.

Тогда лучистый тепловой поток в камере оценим так:

 

Qл 

  εст εг φсл Сo

[

Tг

]

4  
100

 

Здесь Сo – постоянная излучения абсолютно черного тела, Сo 5,67Вт/м2К4

εст – эффективная степень черноты стенки, для стенки с нагаром приближенно  εст 0,9

εг – степень черноты продуктов сгорания, приближенно считается по формуле εг εН2О + εСО2 εН2ОεСО2

нахождение εг дело трудоемкое, но приближенно для кислородно-керосиновых ЖРД εг 0,4 ± 0,05 при этом верхний край соответствует советским ЖРД, где больше окислителя, значит – больше водяного пара, нижний край – американским ЖРД, где меньше окислителя, т.е. меньше содержание в продуктах сгорания водяного пара.

φсл – коэффициент поглощения в пристеночном слое, определяется эмпирически таким образом:

 

 

Мы выберем средний вариант φсл 0,7

И последнее: средний по составу газ в РД-107 при Km 2,5 (α~0,73) будет иметь равновесную Tг 3600К

Согласно методике[30] лучистый поток в критическом сечении равен половине потока в камере: Qкр.л ½Qл

 

В итоге для РД-107 в критическом сечении:

 

 

Qл 

 

 ½ ∙ 0,9 ∙ 0,39 ∙ 0,7 ∙ 5,67

[ 3600 ] 4 1,2 МВт/м²  
100

 

Теперь мы наконец-то можем «очистить» совокупный тепловой поток РД-107 от лучистой составляющей:

 

Qк 16,3 1,2 15,1 МВт/м²

 

Тогда термодинамический потенциал So (в технических единицах − диаметр в миллиметрах, давление в кгс/см², температуру в °К, тепловой поток в Вт/м²):

 

базовая формула:

So 

 =

    dкр0,13(1)

 

  Q1    
pк0,87(1) Те  – Тст.г(1)

 

 

подставляем данные:

So 

 

    (165,8)0,13

 

  15,1 ∙ 106  790 [тех. единиц]
(59,7)0,87 ( 1710  653 )

 

 

На основании полученных данных составим рабочую формулу для максимального конвективного теплового потока:

 

 

Qк 

 

  pк0,87   790  (TеTст.г ) (653) 0,26  
dкр0,13 Т 0,26ст.г   

 

Давайте же проверим рабочую формулу на результатах расчетов кафедры МАИ тепловых потоков в камере РД-107 для пристеночного слоя Km 1,25

 

 

Qк 

 

  (59,7) 0,87   790  (1800673 ) (653) 0,26

15,9 МВт/м²
(165,8) 0,13 (673) 0,26 

 

С учетом лучистого теплового потока Qл 1,2 МВт/м², получим оценку максимального теплового потока для модели РД-107 кафедры МАИ:

 

qmax = 15,9 + 1,2 = 17,1 МВт/м²

 

Ранее было показано на графике, что максимальный тепловой поток для РД-107 для пристеночного слоя Km 1,25 составляет qmax 17 МВт/м²

Это означает, что наша рабочая формула и расчеты МАИ дают результаты с расхождением менее 1% !

 

Ну, а теперь небольшой фокус. В статье[31] академика Б.И. Каторгина «Перспективы создания мощных жидкостных ракетных двигателей» (2004г.) ясно говорится, что в критическом сечении РД-170 тепловой поток порядка 50 МВт/м2.  Проверим наш метод.

 

Вот примерные параметры для расчета лучистого теплового потока в РД-170: εг 0,4; εст 0,9; Tг 3800К;

Отсюда получим искомый лучистый тепловой поток:

 

 

Qл 

 ½ ∙ 0,9 ∙ 0,4 ∙ 0,7 ∙ 5,67 [ 3800 ] 4 1,5 МВт/м²  
100

 

Рассмотрим схему жидкостного охлаждения камеры РД-170[36]:

 

 

Далее, введем примерные параметры для расчета конвективного теплового потока в РД-170[32]:  pк 250ата; dкр 235,5мм; Тст.г 773К;

 

Здесь необходимо сказать несколько слов о применении в камерах РД-170 теплозащитного покрытия и учете данного фактора для теплового расчета.

Камера РД-170 состоит из двух оболочек − бронзовой БрХ0,8 и стальной 12Х18Н10Т, которые сочленяются в сечении №23/24.

Максимальная температура бронзовой стенки в критическом сечении №15 достигает примерно 500°С или 773К.

Температура тонкого теплозащитного покрытия в критическом сечении несколько выше − примерно 830°С или 1100К.

При этом мы должны иметь в виду вот что. Различные теплозащитные покрытия (как с низкой теплопроводностью λ 1 Вт/м·К на основе диоксида циркония ZrO2 для РД-253, так и с высокой теплопроводностью λ 50 Вт/м·К на основе никель-хром для РД-120, РД-170 и т.п.) сами по себе не осуществляет функцию охлаждения чего бы то ни было. Они просто повышают тепловое сопротивление стенки[14]:

 

   

 

С другой стороны, когда мы брали для расчетов в качестве модельного двигателя РД-107, то неявным образом учитывали, что камера РД-107 тоже имеет теплозащитное покрытие, только не искусственное, а естественное, и называется оно − нагар (сажа), с очень низкой теплопроводностью λ 0,07...0,1 Вт/м·К.

Этот эффект давно описан в специальной литературе[20]:

 

 

Я ведь не зря допустил оговорку, вводя понятие эквивалентного пристеночного слоя. Повторюсь еще раз: это не значит, что в реальности состав газа именно таков. Просто свойства реального пристеночного слоя, в т.ч. с учетом естественного ТЗП (нагар) либо искусственного ТЗП (керамика), будут эквивалентны нашему эффективному пристеночному слою.

Когда выше мы описывали параметры такого эффективного слоя применительно к РД-107, то уже подразумевали учет влияния нагара на огневой стенке для теплообмена.

Понятно, что температура сажевого слоя была существенно выше тех номинальных 380...400°С огневой стенки для РД-107, которые брались для расчета.

Поскольку данный метод носит прикидочный характер для оценок с технической точностью, то мы позволим себе повторить все те же самые рассуждения и для РД-170.

 

Эквивалентный пристеночный слой Km 1,2 для керосина РГ-1 дает приблизительно Т * 1820К

 

Считаем конвективный поток для РД-170:

 

Qк 

 

  (250) 0,87   790  (1820773 ) (653) 0,26

47,5 МВт/м²
(235,5) 0,13 (773) 0,26 

 

Тогда общий максимальный тепловой поток для РД-170 составит:

 

Qк + Qл 47,5 + 1,5 49 МВт/м²

 

В итоге мы пришли к интересному выводу: РД-107 и РД-170 – это начало и конец творческого пути В.П. Глушко, его альфа и омега.

Между этими двигателями более 30 лет дистанции  – это самый первый и самый последний советский серийный ЖРД на кислороде-керосине.

Разные технологии, другие способы формирования пристеночного слоя, другое устройство форсуночной головки и т.д.

Более того, даже соотношение окислителя и горючего – разное. Все разное.

И, тем не менее, оказывается, что экстраполяция данных РД-107 по нашей рабочей формуле дает вполне удовлетворительный результат!

 

Результаты экстраполяции при помощи рабочей формулы для некоторых ЖРД представлены в таблице:

 

Тип

p*

кгс/см²

Dк dкр Т * Тст.г Тг εг Qк МВт/м² Qл МВт/м² QΣ МВт/м²
1 РД-107 (К=1.20) 59,7 430 165,8 1710 653 3600 0,40 15,1 1,2 16,3
2 РД-107 (К=1.25) 59,7 430 165,8 1800 673 3600 0,40 15,9 1,2 17,1
3 РД-170 250,0 380 235,5 1820 773 3800 0,40 47,5 1,5 49,0
4 H-1 46,0 522 410 1725 800 3550 0,40 8,9 1,1 10,0
5 F-1 69,0 991 889 1750 800 3600 0,40 11,7 1,2 12,9

* примечание:  указано эффективное давление в камере с учетом потерь полного давления

 

Температуры пристеночного слоя для Н-1 и F-1 указаны для более калорийного керосина RP-1 при Km 1,2 и соответствующем давлении.

Поскольку расчет охлаждения F-1 показал несостоятельность его конструкции, оценка теплового потока для F-1 носит теоретический характер.

Данные в таблице в целом подтверждают правильность наших прикидочных расчетов тепловых потоков и температур для различных ЖРД.

 

 

Численный расчет сажи

 

Для разрешения всех противоречий, возникших в ходе прикидочных расчетов F-1, была построена компьютерная модель охлаждаемого участка камеры F-1 без соплового насадка и был проведен более точный численный тепловой расчет камеры данного двигателя (Приложение №2).

В процессе моделирования камеры F-1 нас ожидало весьма обескураживающее открытие: оказывается, обеспечить максимальную расходонапряженность 4070кг/с·м² при полном давлении на входе в сужение камеры Pо = 69,0кг/см² просто невозможно с точки зрения возможностей термодинамики!

Дело вот в чем. Есть такой параметр − расходонапряженность, равный отношению секундного расхода массы топлива к площади сечения камеры:

  G   =  

Δmт

 

 

S

Поскольку, обычно, вдоль камеры и сопла расход массы топлива (продуктов сгорания) постоянен, то максимум расходонапряженности приходится на самое узкое − так называемое критическое сечение, где скорость течения газа равна местной скорости звука. Это сечение отделяет дозвуковую часть от сверхзвуковой части − сопла. 

Также, важно помнить, что статическое давление в критическом сечении pкр и полное эффективное давление на входе в сужение камеры pо связаны соотношением:

 

где n1показатель адиабаты (изоэнтропы) продуктов сгорания

 

При всем многообразии кислородно-керосиновых двигателей, отношение максимума расходонапряженности Gmax и полного эффективного давления в камере (на входе в сужение, с учетом потерь полного давления в скоростной камере) pо у них у всех совпадает с точностью до долей процента!

И только F-1 резко выделяется из общего ряда (в таблице расход топлива указан в кг/с, диаметры даны в миллиметрах, давление в тех. атмосферах):

 

Тип ЖРД

Δmт

Dкр

Gкр

Pо

Gкр / Pо

Δ*, %

РД-107 73,0 165,8 3381 59,7 56,6 0,00%
H-1 344,9 410,0 2612 46,0 56,8 0,07%
F-1 2526,0 889,0 4069 69,0 59,0 1,01%
РД-170 597,0 235,5 13706 245,0 55,9 0,31%
НК-33 517,0 281,0 8337 149,0 56,0 0,30%
11Д55 22,3 84,5 3977 69,5 57,2 0,25%
РД-111 126,3 189,8 4464 80,0 55,8 0,37%

* Отклонение от РД-107 дано в процентах

 

О чем это говорит? Это говорит о том, что плотность вещества, расходуемого через минимальное сечение камеры F-1, больше, чем у обычных газообразных продуктов сгорания для топлива данного вида. В переводе на простой язык − это свидетельствует о наличии большого количества твердой фазы (сажи) в продуктах сгорания!

Сажа не является газом и не занимает объем, но она дает вес, поэтому газовый поток с включением сажи будет иметь большую плотность, чем газообразные продукты сгорания номинального состава топлива при том же давлении и температуре.

Дело за малым − нужно рассчитать количество сажи таким образом, чтобы композитный поток газ−сажа обеспечил нам искомые Gmax = 4070 кг/с·м² при полном давлении на входе в сужение камеры pо = 69,0 кгс/см².

Предварительные оценки показывают, что количество сажи − не менее 3,4% от всей массы продуктов сгорания, или в абсолютных величинах:

 

(для номинального F-1) Расход сажи ч/з камеру 86кг/с

 

Теперь становится понятным, почему пламя из сопла F-1 было окутано черной пеленой дыма и копоти!

Еще бы, ведь композитный поток газ−сажа состоял из 2440кг/с газообразных продуктов сгорания и 86кг/с твердой сажи.

Если добавить сюда сажу из газогенератора турбонасосного агрегата (массовая доля сажи > 36% от расхода топлива ч/з ГГ ТНА ~ 78кг/с), то тогда на выходе из сопла:

 

(для номинального F-1) Поток сажи на срезе сопла свыше 114кг/с

 

Поскольку сажа с точки зрения сопла Лаваля как теплового двигателя − это балласт, то каждый процент сажи в общей массе отнимает, во-первых, такую же долю теплоты химической реакции горения, которая делиться в равной мере и на газ, и на сажу, пропорционально массе (разницей теплоемкостей можно пренебречь), и, во-вторых, это механический балласт, который ускоряется газом в сопле, отнимая на себя долю кинетической энергии, которая могла бы быть передана газу при отсутствии сажи.

В-третьих, сажа (балласт) отнимает энергию у ВЧ колебаний газа в камере и тем самым способствует их гашению − это главная причина, по которой продукты сгорания в камере F-1 содержат такое большое, необоснованное с точки зрения химии, количество твердой фазы при достаточном количестве окислителя.

 

В остальном, расчет термодинамических параметров для F-1 строился аналогично тепловому расчету двигателя H-1 (Приложение №1)

Были получены результаты для псевдо-стационарного режима, без учета на ограничений на перегрев керосина выше температуры коксования.

Результаты расчета F-1 до сечения S = 10 при условии подачи 70% керосина на охлаждение представлены в графическом виде (pо = 69ат):

 

Здесь индексы Тст.г (ср), Тст.ж (ср) ‒ полусумма соответствующих температур стенок аверсной (A) и реверсной (R) трубок F-1

 

Результаты расчета

 

Поскольку камера сгорания ЖРД F-1 представляет собой почти прямую трубу с небольшим сужением до критического сечения (т.е. почти полутепловое сопло), то тепловые потоки вдоль всей камеры сгорания примерно одинаковы и лежат в диапазоне 10,5...11,0[МВт/м²]

Максимальный тепловой поток составил Q 11 [МВт/м²]

Расчетный максимум втянут в дозвуковую часть камеры: S 1,09

Из-за конструктивных особенностей системы охлаждения (U-образный реверс) температурное поле стенок в плоскости одного сечения является неравномерным, как бы «волнистым», наблюдается чередование: реверсные трубки на ~ 10...30К горячее аверсных трубок.

 

Результаты расчета однозначно указывают на то, что двигатель F-1 работает на запредельных режимах:

 

1. На всем протяжении камеры сгорания до критического сечения температура стенки со стороны керосина Tст.ж  существенно превышает установленный согласно  рекомендаций NASA SP-8087 («Liquid rocket engine fluid-cooled combustion chambers», NASA SP-8087, 1972г.) порог коксования керосина Tст.ж > 728К

 

Дословно: для недопущения коксования, запрещена эксплуатация (!) при температуре стенки свыше 728К для керосина RP-1

 

В цилиндрической части температура коксования превышена почти на 850 градусов! Максимальная Tст.ж 806К

Поэтому, с точки зрения требований NASA SP-8087, эксплуатация стандартного варианта камеры F-1 просто запрещена!

При таких температурах керосин в пристеночном слое начнет энергично разлагаться на тяжелые смолистые осадки и легкие газовые фракции.

Тяжелые смолистые осадки, которые осаждаются на стенках трубок, имеют на два порядка более низкую теплопроводность, чем сталь.

Простейшие оценки показывают, что налипание тончайшего слоя смолистых осадков толщиной всего 0,005мм равнозначно утолщению вдвое стальной трубки толщиной 0,45мм, применяемой в камере ЖРД F-1. Коксование керосина приведет к налипанию смолы на стенки трубок, падению теплопроводности «грязных» стенок в охлаждающую жидкость и быстрому прогару всех трубок.

Полагая, что трубка имеет наружный диаметр ~ 27,7мм (13/32 дюйма), огневую сторону составляет примерно ¼ дуги окружности трубки, длина камеры ЖРД F-1 до критического сечения ~ 1м, то для образования смолистого слоя толщиной 0,005мм при плотности ρ ≈ 1,2г/см³ достаточно осаждение всего 0,13г смолы!

Помимо этого, газообразные продукты коксования керосина могут создавать газовые пробки в узких трубчатых каналах и существенно снижать скорость и плотность проточного охладителя (керосина), что приведет к тем же фатальным последствиям ‒ прогару камеры.

 

2. Температура огневой стороны стенки на всем протяжении камеры сгорания до критического сечения превышает Tст.г > 900К

На отдельных участках в цилиндрической части камеры температура огневой стороны стенки достигает Tст.г 976К

Подобный температурный режим является недопустимым для паяной трубчатой конструкции камеры данного ЖРД.

Согласно американских данных Industrial Gold Brazing Alloys» ,Gold Bulletin 1971 Vol. 4 No. 1) – при изготовлении «лунной» серии двигателей, в т.ч. F-1 и др., – широко применялся золотой припой состава 82,5% Au 17,5% Ni 

При температурах свыше Tст.г > 540ºС ( 813К ) этот припой резко терял прочность:

 

 

Из таблицы видно, что при Т = 650°С предел прочности (UTS) сплава примерно в 2,5 раза ниже, чем при Т = 540°С

Подобное кратное уменьшение предела прочности и одновременное пятикратное (!) увеличение коэффициента относительного удлинения до 10% свидетельствует о начале необратимой термической деформации припоя с последующим разрушением паяного соединения.

Поскольку расчет охлаждения F-1 показал несостоятельность его конструкции, вопрос о действительном тепловом потоке F-1 остается открытым.

 

Вывод: конструкция ЖРД F-1 не допускает его безопасную работу при рабочем давлении Pо = 69ат

и подлежит «дефорсированию», либо существенному изменению технологии изготовления.

Эксплуатация  ЖРД F-1 должна быть запрещена в соответствии с требованиями NASA SP-8087

 

 

 

 

(смотреть 3-ю часть)

 

 

 

 

 

 

Аркадий Велюров

 

[1] сайт http://www.astronautix.com (англ.)

[2] Launch Vehicle Propellant Usage (англ.)

[3] сайт http://heroicrelics.org/ (англ.)

[4] Предыстория создания ЖРД РД-107/108

[5] ЖРД РД-107 и РД-108 и их модификации

[6] «Design of liquid propellant rocket engines», NASA, 1967 (SP-125)

[7] «Основы теории и расчета ЖРД», том 2, под ред. В.М. Кудрявцева, 1993г.

[8] «Пилотируемые полеты на луну, конструкция и характеристики Saturn-V Apollo» М., 1973г. Серия «Ракетостроение», т.3

[9] Википедия, F-1 (ракетный двигатель)

[10] Skylab Saturn 1B flight manual

[11] F-1 Engine Familiarization Training Manual(R-3896-1)

[12] «Rocket Propulsion Elements», George P. Sutton, 7th edition

[13] «Жидкостные ракетные двигатели», Е.Б. Волков, Л.Г. Головков, Т.А. Сырицын, 1970г.

[14] «Теория ракетных двигателей», В.Е. Алемасов, А.Ф. Дрегалин (под редакцией В.П. Глушко), 1980г.

[15] «Жидкостные ракетные двигатели», М.В. Добровольский, 1968г.

[16] «Прикладная газовая динамика», Г.Н. Абрамович, 1991г.

[17] ATI 321™/ATI 347™/ATI 348™ Technical Data Sheet

[18] INCONEL® alloy X-750 (UNS N07750/W. Nr. 2.4669), http://www.specialmetals.com

[19] «Расчет камеры жидкостного ракетного двигателя», В.Д. Курпатенков, Х.В. Кесаев, МАИ,1993г.

[20] «Теория ракетных двигателей» В.Е. Алемасов, А.Ф. Дрегалин (под редакцией В.П. Глушко), 1989г.

[21] «Electrical resistivity and thermal conductivity of nine AISI selected stainless steels», CINDAS, 1977г.

[22] «Industrial Gold Brazing Alloys», Gold Bulletin 1971 Vol. 4 No. 1

[23] «Advanced regenerative cooling techniques for future space transportation systems», AIAA/SAE, 1975г.

[24] «Основы теплопередачи», Михеев М.А., Михеева И.М., 1977г.

[25] «Расчет наружного проточного охлаждения камеры ЖРД» Александренков В.П.

[26] «Из истории создания первых космических ракетных двигателей (1947 - 1957)», В. И. Прищепа

[27] «Liquid rocket engine fluid-cooled combustion chambers», 1972, NASA (SP-8087)

[28]  INCONEL® alloy X-750 (UNS N07750/W. Nr. 2.4669) Special Metals Corporation, U.S.A.

[29] «Расчет камеры ЖРД», Курпатенков В.Д., Кесаев  В.В., МАИ, 1993г.

[30] «Расчет лучистых тепловых потоков», под редакцией Курпатенкова В.Д., МАИ, 1989г.

[31] «Перспективы создания мощных жидкостных ракетных двигателей» академик Каторгина Б.И. (2004г.)

[32] ЖРД РД-170 (11Д521) и РД-171 (11Д520)

[33] INCONEL X-750 TECHNICAL DATA

[34] Камера 8Д715

[35] «Атлас конструкций ЖРД. Описания. Часть 1» Под общей редакцией проф. Гахуна Г.Г., МАИ, кафедра 203. М., 1969г.

[36] «Выбор схемы охлаждения камеры многоразовых ЖРД на топливе кислород-метан для перспективного носителя», Н.Г.Иванов, Л.Н.Кандоба, М.А.Кашапов и др.


 

 

 

 

 

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ